Thursday, August 22, 2013

Сделать то и это, и еще вон то не забыть!

При подготовке к запуску своего магазина я неожиданно поняла, что ничего не успеваю. Если раньше, пока я занималась схемами для себя, проблем не возникало – подумаешь, сегодня не успела, завтра сделаю, - то теперь такой подход не прокатывал. Если все откладывать, так можно года три открываться!

Я, как и многие мастерицы, - «тяжелый случай» в плане тайм-менеджмента. У меня есть маленький ребенок и нет няни. То есть я не могу планировать свое время мало-мальски точно. Конечно, можно написать план на следующий день, красивый план, но сын может проспать в обед не полтора часа, а двадцать минут, потом отказаться идти гулять с папой, а к ночи я буду настолько измотана, что просто не могу ничего делать, хотя ребенок уже уснет. И план будет просто висеть надо мной немым укором, отнимая и без того невеликие силы. Поэтому от попыток заниматься традиционным планированием на каждый день я быстро отказалась.

Тут я хочу рассказать о своем способе планировать дела и время. Он, конечно, подойдет далеко не всем, но если вы тоже находитесь в условиях дефицита времени и непредсказуемости событий, то этот способ может вам помочь. Итак, мы начинаем с того, что просто выписываем в ежедневник (у меня это обычная тетрадка) все дела, которые надо сделать. Главное условие – пишем туда не монстры вроде «сделать свой сайт», а держим в голове генеральную цель и описываем каждый шаг. Описываем и дробим максимально подробно – позже я объясню, почему. Покажу на примере. Условно, ваша цель – «открыть свой магазин». Пишем шаги, необязательно в порядке исполнения, просто стараемся ничего не забыть:
  1. Придумать название.
  2. Определиться с группами товаров.
  3. Сфотографировать мишек.
  4. Сфотографировать зайцев.
  5. Обработать фотографии.
  6. Выбрать тарифный план.
  7. Купить упаковочную бумагу.
  8. Узнать тарифы на почте.
  9. Решить, буду ли я сейчас делать баннер.
  10. Научиться составлять коллекции.
  11. Прочитать ту книжку про продвижение…
И так далее. Как видите, пункты простые. По мере того, как они выполняются, я просто их вычеркиваю. А новые дела просто пишу в конец списка. Сейчас у меня в списке 171 дело, и большая часть из них уже выполнена. Сейчас там идут дела, касающиеся продвижения, чтения полезной литературы, делания новых схем, всякие интересные творческие задумки и т.д. И этот материал там тоже есть!

 Вот как выглядит мой ежедневник: 1

 Как видите - он не очень-то красив. Мне важно, чтобы он выполнял свое предназначение - напоминал мне о делах, остальное роли не играет. (Печати - это сын добрался до ежедневника с папиной печатью в руках :)) Когда все дела, записанные на каком-то листе, полностью сделаны, этот лист я перечеркиваю целиком.

 Когда у меня есть возможность поработать, я просто беру ежедневник и смотрю, что можно сейчас сделать. Конечно, часто я обхожусь вовсе без такого костыля: если у меня уже висит заказ на схему вышивки крестом по картинке, я просто сажусь и делаю его, это будет приоритетным самым срочным делом. А вот если таких срочных дел нет, список планов становится хорошим помощником.

 Вот каких зайцев мы убиваем таким способом планирования.

 Во-первых, такое дробное планирование позволяет использовать даже самые маленькие промежутки времени. Есть только 15 минут? Прекрасно! Быстро просматриваем наш план и выбираем какое-нибудь простое коротенькое дело вроде "загрузить на яндекс-фотки последние работы" или "отправить письмо Васе". Это только кажется, что подумаешь, ерунда какая,мелочь, а не дела. А на самом деле, если отложить все эти мелкие дела до какого-то большого весомого промежутка времени, можно все это время на мелочи и потратить. Там 10 минут, там 15, да еще немножко, да еще чуть-чуть, вроде ничего не сделала серьезного, а время кончилось.

Во-вторых, когда мы вот так записываем все дела скопом, легче не терять время зря. Наверно, всем знакомо состояние, когда вроде есть свободных несколько часов, а сил особо нет и в голове пусто. И встряхнуться и начать прям что-то делать-делать не получается - непонятно, что делать. Вроде что-то надо, а что - непонятно. Когда мы просматриваем наш список, это само собой настраивает на рабочий лад. Приятно видеть вычеркнутые пункты. Если какой-то невычеркнутый пункт оказывается на листе, на котором все другие дела уже сделаны, хочется сразу этот последний пункт добить и вычеркнуть! К тому же так можно окинуть взглядом все и подобрать дело, наиболее соответствующее текущему состоянию (если нет ничего совсем срочного, конечно). Например, рисовать схемы я могу, даже если очень устала. А вот работать с магазином - нет, это я могу делать только если есть силы. И вот я просматриваю список и вижу: ага, в планах у меня доделать схему со свинкой! Сажусь и делаю. Зато если у меня сейчас много сил и хорошее настроение, я могу попробовать что-нибудь написать (вот как сейчас :)). И в том, и в том случае я отработаю еще один пункт из своего списка, а это очень радует! 

В-третьих, такой общий вневременной список позволяет избавиться от чувства вины. Когда я писала списки на день и даже на неделю, я все время что-нибудь не успевала или откладывала. А потом мучилась, что не сделала то, что запланировала, ела себя, переживала, тратила на эти переживания силы и место внутри своей головы.

 В-четвертых, подробный список мелких дел помогает набраться смелости и не стоять на месте, а делать дела и двигаться вперед. "Открыть свой магазин" - это большое и страшное дело. И непонятно, как к нему подступиться. И вообще, лучше это сделать когда-нибудь потом, когда я научусь классно фотографировать/с понедельника/с первого числа. А "зарегистрироваться на сайте" или "прочитать про тарифные планы для магазинов" - это простые и нестрашные дела. Их делаешь и вдруг оп! - понимаешь, что ты уже в процессе работы и половина задуманного уже даже сделана. К тому же, пока пишешь вот так подробно план, дела сами собой ширятся и ветвятся, и вдруг понимаешь, что какое-то важное и нужное дело невозможно сделать без соответствующей подготовки, и эту подготовку тоже надо внести в список. Это позволяет избежать неприятных сюрпризов, когда работа встает, потому что что-то важное было потеряно на этапе планирования. Вот пример такого пункта: "рассчитать цены в магазине". Без подготовки это может быть совсем не просто! И тогда всплывают пункты "почитать про ценообразование на хэндмэйд" и "посмотреть цены в других магазинах". 

И в-пятых, список экономит силы. Что записано, то можно выкинуть из головы и не тратить ресурс на жонглирование делами. "Тут помню, тут не помню" - это жрет много сил! Когда дела записаны, уже не надо судорожно перебирать их и бояться, что нечто важное было забыто. 

При таком планировании, когда список дел составляет десятки пунктов, очень важно помнить о конечности своих сил. Важно не пытаться сделать как можно больше в каждый отдельный день. Соблазн будет очень велик, это я знаю по собственному опыту! Но еще я, к примеру, знаю, что  в жестком режиме работы я могу прожить 2-3 дня, в крайнем случае неделю. Потом я просто выключаюсь и начинаю страшно тупить: могу, например, полчаса просидеть перед экраном монитора с абсолютно пустой головой и ничего не сделать. И список уже не помогает. Просто ничего не хочется и не можется - и так 1-2-3 дня, что полностью перекрывает выгоду от предыдущей очень напряженной работы. Наверняка у разных людей длина периодов, в которые они могут выдерживать жесткий график и мало сна, различается: кому-то станет не до работы уже через день, кто-то выдержит несколько недель или даже месяцев. Но, в любом случае, ровная спокойная постоянная работа почти всегда эффективнее, чем отчаянные попытки успеть за день то, на что по-хорошему надо отводить неделю. К тому же в аврале от усталости и спешки очень легко наделать глупостей и насажать ошибок. Мы, конечно, не отчеты тут пишем :) Но и в ручной работе можно наделать очень неприятных ошибок, думаю, все с этим сталкивались.

 В заключение хочу сказать, что план это хорошо, но недостаточно для того, чтобы воплотить задуманное. Нужно еще твердое решение идти вперед! Я похоронила несколько десятков списков с выполненными двумя-тремя пунктами ;) Думаю, такое знакомо не только мне. И только когда я твердо решила, что хочу магазин прямо сейчас, а не когда-нибудь, я смогла его открыть, и только тогда подробный план действий мне по-настоящему пригодился. До этого я просто зря тратила время на составление списков дел. Сейчас я уже привыкла вести список дел, мне приятно вычеркивать сделанное, еще приятнее - вычеркивать целые листы. И такое планирование по-настоящему мне помогает. Надеюсь, мой способ может помочь кому-то еще :)

No comments:

Post a Comment